пятница, 20 декабря 2019 г.

Параграф 6. Задание 5.

6 августа 1905 г. был обнародован Манифест об учреждении нового выборного высшего законосовещательного учреждения - Государственной Думы. Но эта Дума (вошедшая в историю под названием «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина) так никогда и не была созвана. Под напором революционных событий, приведших в октябре 1905 г. к всеобщей политической забастовке, правительству пришлось пойти на дальнейшие уступки. 17 октября 1905 г. был подписан Манифест, в котором провозглашалось предоставление населению России основных политических свобод и превращение Думы в законодательное учреждение. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». 11 декабря того же года был принят закон, расширявший избирательные права горожан и предусматривавший представительство в Думе от рабочих.
20 февраля 1906 г. была утверждена новая редакция Основных законов Российской империи. Отныне Государственный совет становился из законосовещательного законодательным учреждением - «верхней палатой российского парламента». Половина членов Государственного совета по-прежнему назначалась императором, а половина избиралась губернскими земствами, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, а также университетами и Академией наук. Три члена Государственного совета от Православной церкви назначались Синодом.
По Основным законам 20 февраля 1906 г. и Дума, и Государственный совет обладали лишь законодательными полномочиями. Исполнительная власть им не подчинялась. Назначать и увольнять министров мог только император. Такой государственный строй некоторые историки называют «дуалистической монархией», а Готский альманах определял как «самодержавие с Государственной Думой». Но хотя министр финансов (В.Н.Коковцов, в 1907 г.) и заявлял с думской трибуны, что «у нас, слава Богу, нет еще парламента», государственный строй Российской империи отныне включал такой неотъемлемый признак конституционализма, как невозможность помимо народного представительства принять новый закон и, главное, расходовать бюджетные средства. Другое дело, что Николай II и близкие к нему придворные круги так до конца и не смогли примириться с необходимостью как-то ограничивать свою власть и относились к Думе крайне подозрительно, а значительная часть Думы находилась в непримиримой оппозиции к верховной власти и правительству.

1 комментарий: